VMG11

Схемы от В.М.Г. Выпуск 11.
Расширенная графика. Регистр палитры.

Это перенабивка со сканограммы которую предоставил Spensor (10X!!!).

Сравнительно крупные точки во втором режиме расширенной графики на "Спектруме" вызывают эффект алейзинга - неприятного излома линий . Этот эффект можно в значительной мере уменьшить , если цвета будут плавно переходить один в другой . Данная схема позволяет использовать на экране "ZX-Spectrum'а" 4096 цветов (одновременно любые 16 из одного набора), благодаря чему появляется возможность для более натурального раскрашивания картинок и создания новых видеоэффектов . Подключение режима аппаратное (пока), установка палитры - программая .

Доработка подключается к компьютеру 22-мя проводами (вместе с питанием) и изменений на плате не требуется .

Сигнал DB , DR , DG , DY (цифровые цвета) берутся из компьютера с выходов мультиплексора КП11 (КП12 , КП2) либо с других микросхем до резисторов . Сигнал -BLANK (гашение) берётся с той же КП11 (КП12 , КП2) со входа OE и инвертируется ; в крайнем случае можно использовать SYNC или даже -BORDER . 7MHz берётся с 9 вывода (тактовая частота) ИР16 , сигнал DOS , высокий уровень обозначает включение контроллера дисковода . Некоторые контроллеры вырабатывают только инверсный сигнал -DOS , тогда этот сигнал подключается к 6-му выводу D2 , а к 5-му M1 (сппроцессора через инвертор). Остальные сигналы берутся с прощессора Z80 . Первые два символа в обозначении выходов 155 РУ2 указывают на микросхему , с которой эти сигналы берутся . Rnew , Gnew , Bnew через 9-контактныйпереключатель подан на R , G , B телевизор ; если их мощности недостаточно , то можно пропорционально уменьшить номиналы выходнах резисторов , либо использовать 3 транзистора КТ315 в качестве эмиттерных повторителей .

ПРОГРАММИРОВАНИЕ . 4096 цветов полуаючаются наложением 3-х основных - красного , зелёного и синего , взятых с различной интенсивностью . Основные цвета имеют по 16 градаций интенсивности , которые устанавливаются младшими битами соответствующих портов :

интенсивность красного - порт # E7 , биты 0 . . . 3
интенсивность зелёного - порт # EF , биты 0 . . . 3
интенсивность синего - порт # F7 , биты 0 . . . 3

Биты 4 . . . 7 каждого порта определяют : какому старому цвету будет соответствовать данная интенсивность основного : Бит 4 - синему (1 - есть , 0 - нет), бит 5 - красному , бит 6 - зелёному , бит 7 - повышенной яркости . Плюс их сочетания .

Следует учесть , что микросхема 155 РУ2 имеет инверсные выходы . Поэтому максимальной интенсивности цвета соответствует сочетание 0000 младших бит порта палитры .

Для тестироввания устройств выведите на экране изображение из 16-ти широких полос всех возможных для "Спектрума" цветов . Запишите в оба полубайта регистров палитры одинаковые возрастающие последовательности от 0000 до 1111 и включите доработку . На экране цветного телевизора должны присутствовать 16 градаций серого цвета от ярко-белого до чёрного . Если некоторые полооски заметно окашены в отличные от других цвета , то необходимо точнее подобрать номиналы выходных резисторов .

Адреса портов палитры относятся к неиспользуемому у нас устройству InterFace 1 . Длительная проверка показала , что подавляющее большенство программ запись в них не производит . Попытка тестирования компьютером этих портовв момент включения TR DOS блокируется сигналом DOS на микросхеме ИД7 . Таким образом , запрограммировав сразу после включения компьютера регистр палитры , вы можете спокойно пользоваться имеющимися у вас программами .



НОМЕ